Вопросы построения расписания и системы тарифов лежат в основе коммерческой политики авиаперевозчиков. Не менее важным является и способ распространения соответствующей информации, ее заведение в системы бронирования. Единые стандарты описания рейсов, разработки и правил применения тарифов обеспечивают возможность эффективного сотрудничества между авиакомпаниями, устанавливают определенную высокую планку для уровня развития их коммерческих технологий. На мировом рынке стандарты устанавливает IАТА, а информацию о расписании и тарифах аккумулируют независимые коммерческие компании — такие, как ATPCO и OAG (см. АТО N 27, стр. 38). В России наряду с собственными системами бронирования существует и свой Центр расписаний и тарифов (ЦРТ). Он входит в состав ТКП и решает целый ряд задач — от разработки законодательно-правовой базы и выдачи перевозчикам кодов до регистрации расписаний, тарифов, ставок и сборов. О том, как сегодня работает ЦРТ и в каком направлении собирается развивать свою деятельность, АТО рассказывает директор Центра Юрий Нестеров.
АТО: Юрий Васильевич, когда и зачем появился Центр расписаний и тарифов?
Ю. Н.: В МГА СССР вся система расписаний и тарифов была очень проста и централизована. Существовал единый план движения самолетов, и любая корректировка рейсов рассматривалась чуть ли не на заседании Коллегии министерства. С тарифами было еще проще: они менялись раз в пять-десять лет. Тем более что тариф на линии был один, в лучшем случае применялись государственные скидки и льготы.
В начале девяностых произошла полнейшая либерализация, отмена какого-либо регулирования ценовой политики. Все начали работать самостоятельно. Единственное, что удалось тогда ввести, — новое описание рейса. Если раньше это был только номер, то с 1991 г. появилось двойное обозначение с кодом авиакомпании и номером. А дальше каждый формировал свое расписание, свои тарифы, которые описывал, как ему заблагорассудится. В лучшем положении, конечно, оказались две авиакомпании — «Аэрофлот» и «Трансаэро», которые полностью сориентировались на западные технологии и системы бронирования. Тогда возникла идея создания системы взаиморасчетов и появилась необходимость подготовки нормативно-справочной базы, которая подробно описывала бы правила построения коммерческой деятельности авиакомпаний, в том числе расписания и тарифной политики. Для этого специалистами, стоявшими у истоков Транспортной клиринговой палаты (ТКП), и был создан наш Центр, который вошел в структуру Главагентства.